Varia


В этом разделе сайта помещаются материалы, не публиковавшиеся в печатных или электронных изданиях: учебные работы, заметки на разные темы, созданные в разное время по разным поводам переводы источников, публичные выступления и тезисы к ним, ссылки на важные дискуссии и комментарии на различных интернет-площадках и т. п. Все материалы по возможности упорядочиваются по хронологическому принципу, однако в некоторых случаях их можно датировать лишь условно. Тексты публикуются на сайте в том виде, в каком первоначально возникли, без всякой последующей редактуры, вследствие чего они могут содержать неясности, неточности и ошибки. Аудио- и видеозаписи публичных выступлений сделаны третьими лицами и размещены на независимых площадках, поэтому я не несу ответственности за их доступность, техническое качество и полноту.

Любые замечания по содержанию публикаций можно направлять приватно на мой электронный адрес ereignis@ereignis.ru, либо предлагать публично в комментариях к заглавной записи моего ЖЖ. Данные способы коммуникации не следует рассматривать как приглашение к обсуждению материалов: я готов познакомиться с критическими замечаниями и по возможности исправить ошибки или уточнить свою позицию, однако не обязуюсь вести с кем-либо какие-либо дискуссии.

2006

1. Вопросы гносеологии в сочинениях Иоанна Дунса Скота. — [Учебный текст] — Дипломная работа, представленная на Философско-богословском факультете РПИ св. Иоанна Богослова. Некоторые части текста впоследствии в переработанном виде были включены в мои статьи, посвященные Иоанну Дунсу Скоту, однако концептуальные вводная и заключительная часть, а также некоторые размышления в основных частях никогда не были опубликованы. Ко времени создания текста мной была освоена лишь небольшая часть обширного корпуса научной литературы об Иоанне Дунсе Скоте, поэтому текст можно рассматривать лишь как первое и довольно смутное приближение к миру его идей, однако даже в таком качестве он может представлять интерес для изучающих историю схоластической философской и богословской мысли. При необходимости уточнить фактическую информацию рекомендую обращаться к моей статье «Иоанн Дунс Скот» в ПЭ; в случае наличия противоречий между данным текстом и статьей информацию в статье следует рассматривать как предпочтительную.

Текст: PDF

2017

1. Доклад "Учение о всеобщем спасении (апокатастасисе) в оценках русских философов". Доклад состоялся в библиотеке "Дом А. Ф. Лосева" 19 октября 2017 г.

Тезисы доклада в 2 версиях:

1. Краткая только мое обобщение позиций философов: PDF

2. Полная обобщающие тезисы сопровождаются цитированием тех мест, на которые я опирался: PDF

В обе версии добавлены заключительные выводы, в которых я представляю собственное отношение к разобранным позициям и оцениваю их значение для разработки темы. В качестве дополнительного материала полезно также познакомиться с дискуссией в группе ВК "Сакральные тексты", в которой были подняты многие принципиальные вопросы (и даны не менее принципиальные ответы) уже не столько в историко-философском, сколько в общем концептуальном ракурсе.


2. Доклад "Радикальная реформация Томаса Мюнцера: философско-богословские предпосылки и значение для христианского религиозного сознания". Доклад был прочитан на конференции «Философия в XXI веке: новые стратегии философского поиска», секция «Реформация и протестантское движение: история, богословие и современность», МГУ, 4 декабря 2017 г., организованная при участи группы ВК «Сакральные тексты». По содержанию доклад является сокращенным и упрощенным представлением материала, содержащегося в моей статье «Мюнцер, Томас» в ПЭ, однако в отличие от статьи в докладе были также озвучены некоторые субъективные оценки значения деятельности Мюнцера.

Видеозапись доклада доступна по ссылкам:

https://vk.com/wall-111677185_70007

https://www.youtube.com/watch?v=MRJlw6R4FPY

Аннотация к докладу: В начале XVI в. наряду с магистральной реформационной программой Мартина Лютера были предложены и многочисленные альтернативные программы. Томас Мюнцер (1490–1525), первоначально считавший себя последователем Лютера, в 1525 г. стал идейным вдохновителем восстаний крестьян против феодалов и на основе Библии предложил обоснование вооруженной борьбы с «врагами истинной веры». Крестьянские восстания были жестоко подавлены, а сам Мюнцер — казнен, однако его деятельность оказалась серьезным вызовом традиционному христианству, ориентированному на поиски компромиссов с государственной властью и одобрение существующих социальных порядков, и заставила христианских теологов с разных позиций рассмотреть вопрос о том, допустимы ли насильственные методы в борьбе за евангельскую истину.

Тезисный текст доклада: PDF